Из Курортного в Лисью бухту (фоторепортаж)
Ветреный, солнечный день конца сентября. Автобус останавливается в Курортном. Безлюдно, сезон закрыт. Из объявления у эллингов узнаю, что субботник по уборке Лисьей бухты внезапно перенесли. Мамаша с двумя малышами выясняет по телефону подробности у организаторов акции. Оказывается, всех заняли на проведении праздника благотворительности и милосердия «Белый цветок» в Феодосии.
В голове созревает план прогуляться в Лисью бухту, а оттуда вверх, к подножию Эчки-Дага, а затем спуститься в Щебетовку. Штормит. Вдоль берега, по гальке и валунам, избегая встреч с налетающими волнами, идти не слишком удобно. Но красота прибрежных пейзажей компенсирует этот небольшой дискомфорт.
Скала «Арбуз» - небольшая округлая глыба, свалившаяся когда-то со склона, россыпь валунов мыса Крабий, нависающие склоны береговых клифов, то взмывающие вверх, то плавно переходящие в узкую полоску галечного пляжа. На глыбе-островке традиционно устроилась компания бакланов, молча наблюдающих за полетом чаек.
За мысом Крабий начинается бухта Лисья, а вся огромная бухта, от Карадага до Меганома, носит название Чалка. Меняется прибрежная полоса и пусть становится удобным и легким. К берегу открываются многочисленные овраги, ложбины. Подходит и загибается вдоль берега к западу грунтовая дорога. Когда-то она была почти не проезжей, затем ее подчистили, подровняли. И вот уже лет 15-20, сворачивая на нее с трассы Щебетовка-Курортное, устремляются к побережью Лисьей любители путешествий «не выпуская руль из рук».
Доступность бухты вызвала изменение «отдыхающего» здесь контингента. По рассказам старожилов, раньше можно было оставить палатку с вещами и отправиться бродить весь день по вершинам Эчки-Дага, а вернувшись найти свои вещи нетронутыми. Народ собирался тихий и мирный. Любителям спиртного приходилось ходить в Курортное или Щебетовку. Подъезд к берегу всё изменил. Торговля всем, что не пожелает клиент, криминал, воровство стали здесь обыденным явлением.
Мало что изменилось и после объявления Эчки-Дага и Лисьей бухты особо охраняемой природной территорией (ООПТ). Сделав бухту доступной для транспорта, допустив торговлю в бухте, получили резкое увеличение количества мусора и рекреационной нагрузки. На берегу остатки кладки летнего кафе, и даже небольшая хижина. Вагончик охраны ООПТ закрыт. Склоны холмов со следами конных прогулок и катания на квадроциклах. В «Зеленке» (небольшой рощице у побережья – прим. автора) множество пластиковых бутылок, гуляют коровы, в кустах лежит чья-то надувная лодка. Контроля природоохранного статуса нет. Лисью бухту спасет не передача ее в частные руки, за что ратует министерство экологии Крыма, а полный запрет на въезд и торговлю.
И, тем не менее, бухта все еще прекрасна. Простор, намытый песчаный пляж, живописные пейзажи Карадага и Меганома, складки бедлендов, покрывающие склоны прибрежных террас, извилистые рукава оврагов, поднимающихся к подножию скал Эчки-Дага, и сам Эчки-Даг, венчающий всё это природное великолепие. Испортить, разрушить, застроить всё это легко, а вот создать нечто подобное человеку не по силам.